Шабля Анастасия Витальевна, воспитатель

Консультация «Организация развивающей предметно-пространственной среды как средство формирования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса.

Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес. Она является своего рода катализатором в процессе самореализации личности и в ее организации педагогу необходимо учитывать “зону ближайшего развития” каждого ребенка. Происходит направленное формирование у ребенка образа мира, в котором все насыщено вкусами, запахами, тактильными ощущениями и звуками.

При организации предметной среды учитываются коммуникативные особенности, уровни речевого развития детей, способность творчески осваивать новые способы деятельности. Происходит речевое (символическое) обозначение, маркировка многообразных предметов, объектов, действий.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства с учетом интересов, возраста, целей и задачей совместной игровой деятельности.

Нельзя забывать о праве каждого ребенка на речевое развитие в собственном темпе, на свободу выбора предметов и игрушек.

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя совершенно безопасно и комфортно в предметно-развивающей среде, мог проявить свои творческие задумки, исследовать и изменять ее по своему желанию. Безопасность предметно – развивающей среды это не только качественно сделанные игрушки из безопасных для ребенка материалов, но и понимание и принятие личности ребенка, учет его точек зрения и умение взрослого понять чувства и эмоции ребенка, то есть психологическая безопасность среды.

Необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек, то есть гендерный подход при построении и обогащении предметно-развивающей среды.

В своей группе мы постоянно совершенствуем организацию предметно- развивающей среды и воспитательно-образовательный процесс в целом, стремясь к тому, чтобы предметно-пространственная среда в группе соответствовала возрасту детей.

В нашей группе имеется достаточное количество дидактических игр, пособий, развивающие игры, модели, игрушки с магнитами, настольно- печатного материала, способствующего социальному и эмоциональному воспитанию, предметы для опытно-поисковой деятельности, материалы по сенсорному развитию. Хорошо оформлен центр художественно- продуктивной деятельности, центр чтения художественной литературы, центр конструирования, центр сюжетно-ролевых и драматической игры/ театр. Оформление «центров» и занятия в них стимулируют познавательные интересы, формируют интеллектуальные и сенсорные способности детей, способствуют развитию у детей логического мышления, творческого воображения. Необходимо помнить, что игровое поведение – один из фундаментальных видов инстинктивного поведения.

Предметно-развивающая среда необходима детям, она выполняет по отношению к ним информационную функцию. Каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Не меньшее значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней, такая среда отрицательно влияет на ребенка. Развивающая среда в нашей группе мобильна и динамична. В организации среды мы учитываем не только возрастные и индивидуальные особенности ребенка, но и его потребности и способности.

А ведь предметно-развивающая среда, воздействуя и на эмоции детей, побуждает их к деятельности, именно поэтому предметно-развивающая среда в нашей группе меняется в зависимости от интересов детей. Пространство группы позволяет ребятам заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Среда даёт возможности девочкам и мальчикам проявить свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности через сюжетно-ролевые игры «Дом»«Парикмахерская»«Магазин»«Больница».

Создавая предметно-развивающую среду, мы ставим перед собой следующие задачи: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, заботиться об эмоциональном комфорте детей; общаться с детьми на познавательные темы, способствовать развитию речи, любознательности и инициативности; создавать условия для развития сюжетно-ролевых игр, для экспериментирования; формировать у детей интерес к художественному творчеству. Каждый уголок группы учит, воспитывает и развивает дошкольников. Принцип динамичности предметной среды побуждает детей к преобразованию, исследованию нового. В своей группе мы меняем элементы интерьера, приносим в группу что-то новое, выставляем в центры новые игрушки, предметы. Всё это стимулирует познавательную и двигательную активность, развивает игровую деятельность, творческое воображение.

Мебель и оборудование в нашей группе расположено так, чтобы оставалось достаточно места для свободной двигательной активности детей. Дошкольники имеют возможность ходить, бегать, возить машины, катать коляски, строить из крупного строительного материала. Мебель, полки надёжно закреплены и безопасны для детей. Игры и игрушки расположены на низких полках, чтобы дети могли свободно брать и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности. Дети приучаются отвечать за использование, хранение и бережное отношение к материалам и оборудованию.

Таким образом, особое внимание надо уделять предметно-развивающей среде. При организации предметно-развивающей среды мы должны учитывать образовательные задачи для детей разного возраста. Главная задача обеспечить детям эмоционально положительное самочувствие, поощрять самостоятельность, помогать накапливать опыт предметно-познавательной и коммуникативной деятельности. Построение предметно-развивающей среды должно давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.

20 февраля 2024 в 04:52

Прикреплённые файлы:

Документ: Консультация «Организация развивающей предметно-пространственной среды как средство формирования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

Описание файла:

Файл называется: mpo-shablja_sakfi.pptx

Это официальный файл организации «Шабля Анастасия Витальевна, воспитатель», в нём содержится Консультация «Организация развивающей предметно-пространственной среды как средство формирования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста».

Размер файла: 4,74 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.