Шабля Анастасия Витальевна, воспитатель

Мастер-класс для педагогов «Игры с песком как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ МАСТЕР-КЛАССА

· Кинетический песок

· Формочки

· Песок

· Камни марбсл

· Контейнеры с речным или морским песком или юнгианская песочница

· Игрушки от киндера сюрприза

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ МАСТЕР-КЛАССА.

Здравствуйте, коллеги!

Прежде чем начать говорить про песок мне хочется остановиться на противопоказаниях, которые есть при его использовании. Это:

· Аллергия на пыль и мелкие частицы;

· Заболевания кожи и травмы на руках (порезы, заусенцы);

· Заболевания лёгких.

Поэтому, чтобы у вас не произошла неприятная ситуация с ребёнком необходимо обязательно опросить родителей на предмет аллергии и различных заболеваний. Что касается травм на руках, то это видно сразу, поэтому осматриваем руки ребёнка перед каждым занятием. Если у ребёнка нет противопоказаний, то мы переходим к работе с песком.

Для работы с песком нам понадобится:

· Ёмкость для песка. Это может быть традиционная юнгианская песочница, пластмассовые контейнеры, подносы.

· Сам песок. Он тоже может быть разный. Это может быть кварцевый песок, кинетический песок или речной/морской песок, разноцветный песок.

· Различные фигурки тоже должны быть в арсенале. Это могут быть фигурки людей, животных, рыб, деревья, домики, камушки, ракушки. Для работы с кинетическим песком обязательно нужны формочки, лопатки, грабли. Всё то с чем обычно играет ребёнок в песочнице на улице, только не больших размеров.

Вообще песок очень удивительный материал. Он вызывает огромный интерес у детей. У меня в кабинете он стоит в доступном месте для детей, поэтому все дети, которые заходят ко мне в кабинет стремятся с ним поиграть. Поэтому я стараюсь на каждом занятии его применять. Есть множество игр, которые могут реализовываться как в песке, так и без него. Поэтому занятие можно всегда подкорректировать. Даже если вы планировали проводить его не в песке, а ребёнок изъявил желание в него поиграть.

Работая с песком, педагог решает большое количество задач. С помощью песка мы развиваем:

· мелкую моторику;

· внимание, память, мышление;

· тактильное восприятие;

· речь;

· воображение;

· пространственное восприятие.

Также с помощью песка можно снимать напряжение, отреагировать актуальные эмоции и чувства, проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на взаимодействие детей друг с другом.

Ну, а сейчас я предлагаю перейти к презентации игр и упражнений для работы с детьми на развитие познавательных процессов.

Здесь я хочу сказать, что любая работа с ребёнком начинается с объяснения правил игр с песком. Первое и важное правило – это не трогать лицо руками. Второе правило – не обсыпать песком других и третье правило – стараться не разбрасывать песок. Эти правила необходимо повторять с ребёнком каждый раз. Со временем он их запомнит и уже будет сам вам их рассказывать.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ МАСТЕР-КЛАССА

Начало занятия с ребёнком целесообразно начинать со знакомства с песком. Для этого существуют специальные игры. Я использую три игры для этого. Это:

· Игра «Здравствуй песок»

· Игра «Песочный дождик»

· Игра «Песочные прятки»

Все эти игры описаны в книге Кузуб Н.В. «В гостях у песочной феи». А сейчас я предлагаю вам подойти к столу с песком и вместе со мной познакомиться с песком и поздороваться с ним. При этом делать это можно, используя разный песок.

Присутствующие подходят к столу, где стоит песок, и педагог проводит с ними игры.

Игра «Здравствуй песок»

Педагог: Давайте с вами поздороваемся с песочком. Сначала дотронемся до песочка кончиками пальцев, затем всей ладонью — внутренней и тыльной стороной, давайте перетрём песок между пальцами. Детям старшего возраста можно предложить описывать и сравнивать свои ощущения: «тепло-холодно», «приятно-неприятно» и т.д. Также вы можете предложить ребёнку выбрать свой способ приветствия с песком. С этой игры необходимо начинать любое занятие с песком. При этом каждый раз ребёнок может выбирать разный способ приветствия.

Дальше ребёнку можно предложить немного поиграть с песком. Использовать игру «Песочный дождик». Давайте с вами тоже поиграем.

Игра «Песочный дождик»

Педагог: Я предлагаю вам набрать в руку песок и сильно зажат его в кулаке, а затем медленно расслаблять, постепенно высыпая песок из кулака. Здесь можно предложить ребёнку высыпать песок себе на другую ладонь. Затем руки меняются.

Игра «Песочные прятки»

Педагог: А теперь давайте закапаем одну руку в песок, потом поменяем их. Если у вас не индивидуальное занятие, то можно предложить детям выполнять это упражнение в паре.

Это основные игры на приветствие и знакомство с песком. Дальше мы переходим непосредственно к коррекционно-развивающей работе.

Педагог: Давайте, поиграем с вами в игру, которая называется «Кладоискатели». Я обычно ещё до начала занятия прячу в песке разные предметы, но, а мы сделаем это сами. Я предлагаю разбиться на пары. Один будет прятать, а другой искать. Тот, кто ищет должен закрыть глаза, а тот, кто прячет спрятать в песке игрушки из киндера сюрприза. Давайте попробуем поиграть. С детьми тоже можно использовать такой вариант. А теперь давайте поменяемся ролями.  Ещё есть один вариант этой игры, когда вы в песок прячете картинки и просите ребёнка с помощью кисточки откапать эту картинку.

Педагог: есть ещё ряд игр, который связан с отпечатка на песке. Я для этого обычно использую кинетический песок или мокрый. Мы с вами попробуем поиграть в игры с кинетическим песком. Давайте перейдём к контейнерам с кинетическим песком.  Перед вами ещё стоит контейнер с формочками, который я обычно использую для этой работы (педагог обращает внимание на данный контейнер, можно предложить участникам рассмотреть предметы, которые там лежат). Как можно их использовать. Мы можем предложить ребёнку закрыть глаза и оставить отпечатки на песке, а затем попросить ребёнка оставить точно такие же отпечатки рядом. (Всё это демонтируется и предлагается попробовать). Также очень часто я использую для работы в песке палочки от суши. На песке можно нарисовать две ёлочки. Одну из них украсить с помощью точек. Задача ребёнка будет украсить точно также вторую ёлочку. Давайте попробуем с вами это сделать. С помощью отпечатков мы можем развивать пространственные представления у ребёнка. Я прошу ребёнка оставить любой формочкой отпечаток в верхнем левом углу. Затем предлагаю оставить отпечаток другой формочкой в центре. Можно предлагать оставлять следы под определённым следом. Также можно оставлять следы, затем стирать один след и просить ребёнка вспомнить чей след пропал.  Вариантов игр может быть множество. Главное проявить фантазию.

Педагог: завершить своё выступление мне хотелось бы ещё одной игрой, которая мне очень нравится. Называется она «Узоры на песке». Я её использую на развитие воображения детей, развития мышления и в качестве обратной связи в завершении занятия. Я предлагаю вам пройти к столам с подносами с песком и выложить на песке с помощью камней марблс чувство, с которым вы завершаете сегодняшний мастер-класс. (Участники выполняют задание).

Всем большое спасибо за обратную связь. Я готова ответить на ваши вопросы, если они есть по теме мастер-класса.


20 февраля 2024 в 04:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.