Шабля Анастасия Витальевна, воспитатель
Мастер-класс для педагогов «Игры с песком как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ МАСТЕР-КЛАССА · Кинетический песок · Формочки · Песок · Камни марбсл · Контейнеры с речным или морским песком или юнгианская песочница · Игрушки от киндера сюрприза
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ МАСТЕР-КЛАССА. Здравствуйте, коллеги! Прежде чем начать говорить про песок мне хочется остановиться на противопоказаниях, которые есть при его использовании. Это: · Аллергия на пыль и мелкие частицы; · Заболевания кожи и травмы на руках (порезы, заусенцы); · Заболевания лёгких. Поэтому, чтобы у вас не произошла неприятная ситуация с ребёнком необходимо обязательно опросить родителей на предмет аллергии и различных заболеваний. Что касается травм на руках, то это видно сразу, поэтому осматриваем руки ребёнка перед каждым занятием. Если у ребёнка нет противопоказаний, то мы переходим к работе с песком. Для работы с песком нам понадобится: · Ёмкость для песка. Это может быть традиционная юнгианская песочница, пластмассовые контейнеры, подносы. · Сам песок. Он тоже может быть разный. Это может быть кварцевый песок, кинетический песок или речной/морской песок, разноцветный песок. · Различные фигурки тоже должны быть в арсенале. Это могут быть фигурки людей, животных, рыб, деревья, домики, камушки, ракушки. Для работы с кинетическим песком обязательно нужны формочки, лопатки, грабли. Всё то с чем обычно играет ребёнок в песочнице на улице, только не больших размеров. Вообще песок очень удивительный материал. Он вызывает огромный интерес у детей. У меня в кабинете он стоит в доступном месте для детей, поэтому все дети, которые заходят ко мне в кабинет стремятся с ним поиграть. Поэтому я стараюсь на каждом занятии его применять. Есть множество игр, которые могут реализовываться как в песке, так и без него. Поэтому занятие можно всегда подкорректировать. Даже если вы планировали проводить его не в песке, а ребёнок изъявил желание в него поиграть. Работая с песком, педагог решает большое количество задач. С помощью песка мы развиваем: · мелкую моторику; · внимание, память, мышление; · тактильное восприятие; · речь; · воображение; · пространственное восприятие. Также с помощью песка можно снимать напряжение, отреагировать актуальные эмоции и чувства, проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на взаимодействие детей друг с другом. Ну, а сейчас я предлагаю перейти к презентации игр и упражнений для работы с детьми на развитие познавательных процессов. Здесь я хочу сказать, что любая работа с ребёнком начинается с объяснения правил игр с песком. Первое и важное правило – это не трогать лицо руками. Второе правило – не обсыпать песком других и третье правило – стараться не разбрасывать песок. Эти правила необходимо повторять с ребёнком каждый раз. Со временем он их запомнит и уже будет сам вам их рассказывать. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ МАСТЕР-КЛАССА Начало занятия с ребёнком целесообразно начинать со знакомства с песком. Для этого существуют специальные игры. Я использую три игры для этого. Это: · Игра «Здравствуй песок» · Игра «Песочный дождик» · Игра «Песочные прятки» Все эти игры описаны в книге Кузуб Н.В. «В гостях у песочной феи». А сейчас я предлагаю вам подойти к столу с песком и вместе со мной познакомиться с песком и поздороваться с ним. При этом делать это можно, используя разный песок. Присутствующие подходят к столу, где стоит песок, и педагог проводит с ними игры. Игра «Здравствуй песок» Педагог: Давайте с вами поздороваемся с песочком. Сначала дотронемся до песочка кончиками пальцев, затем всей ладонью — внутренней и тыльной стороной, давайте перетрём песок между пальцами. Детям старшего возраста можно предложить описывать и сравнивать свои ощущения: «тепло-холодно», «приятно-неприятно» и т.д. Также вы можете предложить ребёнку выбрать свой способ приветствия с песком. С этой игры необходимо начинать любое занятие с песком. При этом каждый раз ребёнок может выбирать разный способ приветствия. Дальше ребёнку можно предложить немного поиграть с песком. Использовать игру «Песочный дождик». Давайте с вами тоже поиграем. Игра «Песочный дождик» Педагог: Я предлагаю вам набрать в руку песок и сильно зажат его в кулаке, а затем медленно расслаблять, постепенно высыпая песок из кулака. Здесь можно предложить ребёнку высыпать песок себе на другую ладонь. Затем руки меняются. Игра «Песочные прятки» Педагог: А теперь давайте закапаем одну руку в песок, потом поменяем их. Если у вас не индивидуальное занятие, то можно предложить детям выполнять это упражнение в паре. Это основные игры на приветствие и знакомство с песком. Дальше мы переходим непосредственно к коррекционно-развивающей работе. Педагог: Давайте, поиграем с вами в игру, которая называется «Кладоискатели». Я обычно ещё до начала занятия прячу в песке разные предметы, но, а мы сделаем это сами. Я предлагаю разбиться на пары. Один будет прятать, а другой искать. Тот, кто ищет должен закрыть глаза, а тот, кто прячет спрятать в песке игрушки из киндера сюрприза. Давайте попробуем поиграть. С детьми тоже можно использовать такой вариант. А теперь давайте поменяемся ролями. Ещё есть один вариант этой игры, когда вы в песок прячете картинки и просите ребёнка с помощью кисточки откапать эту картинку. Педагог: есть ещё ряд игр, который связан с отпечатка на песке. Я для этого обычно использую кинетический песок или мокрый. Мы с вами попробуем поиграть в игры с кинетическим песком. Давайте перейдём к контейнерам с кинетическим песком. Перед вами ещё стоит контейнер с формочками, который я обычно использую для этой работы (педагог обращает внимание на данный контейнер, можно предложить участникам рассмотреть предметы, которые там лежат). Как можно их использовать. Мы можем предложить ребёнку закрыть глаза и оставить отпечатки на песке, а затем попросить ребёнка оставить точно такие же отпечатки рядом. (Всё это демонтируется и предлагается попробовать). Также очень часто я использую для работы в песке палочки от суши. На песке можно нарисовать две ёлочки. Одну из них украсить с помощью точек. Задача ребёнка будет украсить точно также вторую ёлочку. Давайте попробуем с вами это сделать. С помощью отпечатков мы можем развивать пространственные представления у ребёнка. Я прошу ребёнка оставить любой формочкой отпечаток в верхнем левом углу. Затем предлагаю оставить отпечаток другой формочкой в центре. Можно предлагать оставлять следы под определённым следом. Также можно оставлять следы, затем стирать один след и просить ребёнка вспомнить чей след пропал. Вариантов игр может быть множество. Главное проявить фантазию. Педагог: завершить своё выступление мне хотелось бы ещё одной игрой, которая мне очень нравится. Называется она «Узоры на песке». Я её использую на развитие воображения детей, развития мышления и в качестве обратной связи в завершении занятия. Я предлагаю вам пройти к столам с подносами с песком и выложить на песке с помощью камней марблс чувство, с которым вы завершаете сегодняшний мастер-класс. (Участники выполняют задание). Всем большое спасибо за обратную связь. Я готова ответить на ваши вопросы, если они есть по теме мастер-класса. 20 февраля 2024 в 04:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.